ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ


Тело человека, согласно ведическим знаниям, является подобием Вселенной. Наши тела, как и весь материальный мир - пракрити - состоят из пяти элементов (панча махабхута на санскрите). Эти элементы - Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир (или Пространство).

ЗЕМЛЯ

Элемент Земли (притхви) - самый плотный, "проявленный" из первичных элементов. Его свойства - вес, устойчивость, способность давать опору, стабильность. В теле человека элемент Земли наиболее выражен в костях скелета и мышцах.

Асаны йоги, в наибольшей степени активизирующие этот элемент - позы стоя. Именно в этих асанах мы учимся правильно работать ногами, создавать в них верные движения и связь с позвоночником. Подобно корням дерева, погруженным в землю и необходимым для питания и роста ствола, ветвей и листьев, мы стремимся "укореняться" в стопах. Подобно стволу, растущему вверх от поверхности и надежно держащему на себе ветви, листву и плоды, должна быть устойчива, к примеру, "задняя" нога в таких позах, как Уттхита Триконасана (Вытянутый Треугольник) или Вирабхадрасана 2 (Воин 2).

Правильный баланс элемента земли делает тело человека ровным и сильным, речь - ясной и прямой, придает спокойствие и уверенность.

 

ВОДА

Поговорим подробнее о втором из пяти первичных элементов (панча махабхута), составляющих структуру природы - Воде.

Элемент Воды (ап) - важнейшая составляющая человеческого тела. Его свойства - текучесть, способность принимать любую форму, объединять в одно целое. Человек, у которого элемент Воды находится в гармонии, обладает гибкостью тела и ума, плавными движениями, гладкой кожей и хорошим цветом лица. Для практикующих йогу, даже на начальных уровнях, такая "красота изнутри" - привлекательная и легко достижимая задача

Наши внутренние органы подвластны элементу Воды. Если в них начинает доминировать элемент Земли, это вызывает тяжесть, плотность, застой. Чтобы сохранить внутреннее тело в здоровом состоянии, необходимо поддерживать баланс элемента Воды. Лучше всего с этим работает грамотная практика наклонов (вытяжений вперед), скручиваний и абдоминальных поз (асан с воздействием на живот, например лодочных поз).

 

ОГОНЬ

Огонь (теджас) - чистое проявление природы раджаса, природного начала, отвечающего за движение, вибрацию, трансформацию. Взгляд имеет свойство огня и способность на тонком уровне создавать форму, поэтому на уроках нас часто просят "направить внутренний взгляд" в определенную область тела.

Элемент огня проявляет себя в устремленности, настойчивости в достижении цели. Недаром говорят, "гореть энтузиазмом", "зажечь сердца".

Человек, у которого не хватает элемента огня, имеет низкий жизненный тонус, у него "потухший взгляд", вялая речь. Однако, избыток этого элемента также нежелателен. Он ведет к нетерпению, раздражительности, неспособности контролировать свои желания. Мы работаем с элементом огня во многих асанах, но в особенности - в прогибах назад, таких как Дханурасана (поза Лука). Правильная практика прогибов улучшает иммунитет, сердечную деятельность, работоспособность, повышает мотивацию, помогает проснуться в пасмурный осенний день.

Важно в личной практике сбалансировать прогибы и другие классы поз, чтобы элемент огня не вышел из-под контроля.

 

ВОЗДУХ

Воздух (вайю) - первичный элемент, отвечающий за легкость, подвижность, связи между разными частями объекта. В теле человека пять вайю - "потоков" - которые циркулируют в различных частях тела, обеспечивая гармонию и здоровье на всех уровнях. О них мы поговорим в другой раз.

Воздух как первичный элемент при правильном проявлении делает человека быстрым, легким на подъем, решительным и находчивым. Он сообразителен, легко идет на контакт, усваивает новые знания. Если воздуха слишком много, человек становится нетерпеливым, суетливым, неусидчивым, неспособным достичь поставленной цели и удержать достигнутое. Он - как воздушный шарик, который "уносит" любым дуновением ветра.

Недостаток этого элемента, напротив, ведет к малоподвижности и инертности. Такой человек "тяжел на подъем" и не готов принять изменения.

Гармонизации элемента воздуха способствуют дисциплина и концентрация, а также преданное действие без ожидания результата. Занимаясь асанами на баланс, такими как Врикшасана (поза Дерева), или Бхуджапидасана (поза Давления на Плечи), мы тренируем как раз качества концентрации и дисциплины (попробуйте-ка без этого устоять на руках или одной ноге!). Также в балансах мы работаем с привнесением легкости в тело и, в переносном смысле, легкости на подъем, то есть умения выйти за свои привычные рамки.

 

ЭФИР

Пятый из элементов, составляющих основу пракрити - материального мира - это Эфир, или Пространство (акаша).

Эфир является одновременно объединяющим и разделяющим началом для всех более плотных элементов. Он вечен, не имеет ни начала, ни конца. Из трех качеств природы - гун (тамаса, раджаса и саттвы) - эфир является наиболее чистым проявлением саттвы, то есть чистоты и гармонии.

Человек, в котором элемент эфира находится в совершенстве, является цельным и самодостаточным. Он научается не идентифицировать себя со своим телом или умом, а осознает, что "Я" есть душа, вечная и неизменная; то есть получает способность различения. Такой человек не подвержен страданиям материального мира, он обладает высшей осознанностью и непрерывной связью с Божественным началом. Недостаток элемента эфира проявляется в захваченности внешними объектами, такой человек не уверен в себе, неустойчив, отождествляет себя с умом и телом, его настроение зависит от отношения окружающих и внешних обстоятельств.

Это - обычное состояние подавляющего большинства людей. Однако, избыток эфира также вреден. Человек обитает в материальном мире, и все пять элементов в нем должны быть сбалансированы. Доминирование только этого элемента приводит к отсутствию "заземленности", устойчивости в повседневной жизни, недостатку энтузиазма, и т.д.

Поэтому важно в йоге осознанно заниматься различным классами асан и видами практики - активной и спокойной, динамичной и статичной.

Занимаясь развитием осознанности, мы накапливаем элемент эфира. Лучшими практиками для развития свойств этого элемента являются те, в которых мы обращаем внимание внутрь себя, приводим ум к концентрации и созерцанию, например, перевернутые асаны – Ширшасана и Сарвангасана (Стойка на голове и Стойка на плечах), а также различные дыхательные практики (пранаямы).

ВИДЫ
КЛАССОВ
МАСТЕР-КЛАССЫ,
СЕМИНАРЫ
НОВОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛИ