ЙОГА АЙЕНГАРА - ЙОГА, КОТОРАЯ ПОДХОДИТ КАЖДОМУ

КЛАССИФИКАЦИЯ АСАН


(на основании статьи Гиты С.Айенгар из книги «Методические указания для учителей йоги», а также материалов из книги Б.К.С.Айенгара «Прояснение йоги»)
Важными аспектами для понимания тела являются его подвижность, устойчивость, возможности, координация, гибкость или жесткость. И асаны нужно изучать так, чтобы проработать каждую область различных частей тела. Нужно знать, какие асаны:
  • согревают или охлаждают;
  • стимулируют или притупляют чувства;
  • наполняют энергией;
  • активизируют или расслабляют;
  • относятся к классу простых или сложных;
  • обычно ставятся в начале или в конце занятия.
Начинать изучение нужно со стоячих асан, затем изучать позы сидя, далее вытяжения вперед, потом боковые вытяжения. Когда будут изучены избранные асаны из этих четырех категорий, можно подробно изучать перевернутые позы и вытяжения назад. Позы для живота изучаются после освоения последних двух классов, а позы лежа можно осваивать с самого начала.
 

1. АСАНЫ СТОЯ – УТТИШТХА-СТХИТИ (санскрит)

Выполняя эти асаны мы знакомимся с внешними слоями тела, учась разделять его на разные части. Так начинается путь от периферии к центру. Стоячие позы разрушают тамас – инертную, ленивую природу тела, делая нас более активными. Позы стоя исправляют осанку, развивают чувство равновесия и правильного распределения веса тела. Практикующий становится более скоординированным, учится связывать движения суставов тела, обучается разнообразным движениям мышц, таким, как сокращение, вытяжение, расширение, приведение, отведение, вращение и поворот. Асаны стоя содержат в себе все движения позвоночника – горизонтальное, вертикальное и боковое удлинение и расширение; вытяжение вбок, вперед и назад; боковое вытяжение с вращением (скручивание). Итак, стоячие асаны становятся фундаментом для всех остальных асан.

Позы стоя могут выполнять все, вне зависимости от возраста и пола. Они прекрасно подходят даже тем, кто болен, слаб, недоразвит физически и умственно, так как способствуют выполнению неизвестных ранее, новых движений. Используя свой ум, с помощью нервно-мышечной системы мы заставляем двигаться тело, клеточная система оживает, получая энергию, и у нас вырабатывается новая по качеству осознанность. Мозг по природе бдителен и активен. Электрические нервы с помощью потока праны способны переносить силу воли, вызывая необходимое движение или действие в теле. Практикующий учится чувствовать присутствие и взаимодействие клеточной системы, пранической энергии и силы воли.

Позы стоя вырабатывают выносливость, наделяя практикующего силой и мощью, и являются прекрасным фундаментом. Например, осознание работы подошвы, пятки, свода стопы, пальцев ноги внутреннего и внешнего края стопы, передней части стопы, плюсны, предплюсны, лодыжки, колена и ноги в Тадасане (Самастхити, позы стоя) переносится в Дандасану (позы сидя), Пасчимоттанасану (вытяжения вперед), Саламба Ширшасану (перевернутые позы), Уштрасану (вытяжения назад), Урдхва празарита падасану (позы для живота) и Шавасану (позы лежа).

 

2. АСАНЫ СИДЯ – УПАВИШТХА-СТХИТИ

Они позволяют отдохнуть после поз стоя и снять усталость с ног. Позы стоя, особенно с вытяжением позвоночника вперед, готовят к позам сидя, учат мышцы спины выполнять прогиб и вытяжение вперед, освобождают ягодичные мышцы, создают свободу в области крестцовых, крестцово-подвздошных и ягодичных мышц, позволяя сидеть на полу с вертикально прямым и крепким позвоночником.

Асаны сидя создают свободу в движениях коленей, области паха, лодыжек и стоп. Вытяжение рук вверх дает вертикальное удлинение туловища, мышцы спины укрепляются. И мышцы спины, и человеческое мышление быстрее и проще выполняют и понимают вертикальное вытяжение, чем горизонтальное. Вертикальное развитие разума показывает рост в одну сторону, с целью в одной точке. Горизонтальное же развитие разума несет в себе все-направленность, распространение во все стороны без исключений. Практика этих поз позволяет человеку внимательно проникать внутрь себя. При их выполнении возникает свобода в движениях области копчика и крестца.

Основа движения в вытяжениях вперед находится в ягодичной области. Боль при вытяжениях вперед возникает при отсутствии подвижности ягодичных мышц. Движения ягодичных мышц оттачиваются практикой поз стоя и вариаций поз сидя с прогибом, освобождая ягодичные мышцы и помогая выполнению вытяжений вперед.

 

3. АСАНЫ С ВЫТЯЖЕНИЕМ ВПЕРЕД – ПАСЧИМА-ПРАТАНА-СТХИТИ

Выполняются из положения сидя и в них позвоночник вытягивается вперед. Сердце в таких позах направлено к полу, что дает отдых, помогая оправиться от усталости после поз стоя, нервы успокаиваются, наступает покой. Если стоячие позы стимулируют, то вытяжения вперед успокаивают мозг. Позы стоя порождают активность, а вытяжения вперед – пассивность. Таким образом, течение энергии остается уравновешенным. Позы стоя улучшают мышечно-костное строение тела. Вытяжения вперед укрепляют и успокаивают нервно-мускульную систему. Позы стоя согревают тело, вытяжения вперед охлаждают ум. Позы стоя развивают выносливость и физическую силу. Вытяжения вперед выращивают терпение и силу ума. Позы стоя развивают силу воли, а вытяжения вперед контролируют её переизбыток. Отсюда следует, что практика поз стоя уничтожает тяжесть в теле и сознании, а практика вытяжений вперед успокаивает перевозбужденный ум.

 

4. АБДОМИНАЛЬНЫЕ АСАНЫ – УДАРА-АКУНЧАНА-СТХИТИ

Чтобы выполнять позы этого класса, ученик должен обладать сильными мышцами живота и спины, особенно в области поясницы. Это достигается практикой поз стоя, сидя и вытяжений вперед. Важно уметь выполнять некоторые перевернутые позы прежде, чем приступать к асанам для живота. Также выполнение перевернутых асан после поз на сокращение живота поможет избежать напряжения, вернет к уравниванию и компенсирует любые отрицательные эффекты неправильного выполнения поз этой группы.

 

5. ПЕРЕВЕРНУТЫЕ АСАНЫ – ВИПАРИТА-СТХИТИ

Перевернутые позы имеют широчайший спектр воздействия на все системы и органы человеческого тела, и выполнять их нужно с внимательностью, точностью и осторожностью. В древних книгах Ширшасану (стойку на голове) называют королевой всех асан. В черепе находится мозг, управляющий нервной системой и органами чувств. Мозг – вместилище разума, знаний, понимания, мудрости и силы, обитель Брахмана, души. Регулярные занятия Ширшасаной обеспечивают прилив здоровой чистой крови к клеткам мозга, что обновляет их, оттачивая ум и проясняя мысли. Эта асана помогает при быстром умственном утомлении, обеспечивает надлежащее кровоснабжение важных органов мозга – гипофиза и шишковидной железы, регулирующих рост, здоровье и жизнедеятельность человека.

Регулярные и правильные упражнения в Ширшасане развивают тело, дисциплинируют ум, расширяют духовный горизонт. Человек становится уравновешенным, уверенным в себе, спокойно принимает страдания и удовольствия, утраты и приобретения, позор и славу, поражения и победы.

Сарвангасана (стойка на плечах) – мать всех асан. Она служит панацеей от большинства самых распространенных заболеваний. Полезна для щитовидной железы, сердца, при болезнях дыхательной системы, успокаивает нервы, улучшает работу органов брюшной полости и кишечника, помогает при мочеполовых расстройствах, менструальных нарушениях и смещении матки, при геморрое и грыже, эпилепсии, пониженной жизнедеятельности и анемии.

Не будет преувеличением сказать, что если человек регулярно выполняет Сарвагасану, он почувствует прилив сил, будет счастлив и уверен в себе, новая жизнь будет бить в нем ключом, ум будет спокоен, и он ощутит радость жизни. После продолжительной болезни регулярное выполнение этой асаны дважды в день позволит восстановить утраченное здоровье.

К перевернутым позам также относятся все вариации (циклы) Ширшасаны и Сарвангасаны, а также Халасана и её вариации, Сетубандха Сарвангасана, Випарита Карани, Адхо Мукха Врикшасана и Пинча Маюрасана.

 

6. АСАНЫ СО СКРУЧИВАНИЕМ – ПАРИВРИТТА-СТХИТИ

После освоения работы с втягиванием позвоночника внутрь и его вытяжением вперед стоит переходить к практике боковых вытяжений или скручиваний позвоночника. Основа для выполнения этих асан закладывается практикой поз стоя со скручиванием. Вытяжение позвоночника с вращением по сути постепенно возвращает позвоночник к нейтральному положению после вытяжений вперед или назад.

 

7. АСАНЫ С ВЫТЯЖЕНИЕМ НАЗАД – ПУРВА-ПРАТАНА-СТХИТИ

Спинные мышцы, расположенные на задней части туловища снаружи, являются широкими и подвижными. Передние, уходящие вглубь мышцы, меньше задних. Задние мышцы легко активизируются и включаются в любое движение позвоночника вперед или назад. Передние мышцы, близко и напрямую связанные с позвоночником, участвуют в вытяжениях назад тонким, но интенсивным движением. Другими словами, задние мышцы работают на грубом уровне, а передние – на более тонком. В сложных, интенсивных и продвинутых прогибах назад передняя часть позвоночника вместе в передними мышцами должна участвовать в работе, чтобы достичь требуемого действия и ожидаемых результатов.

Поэтому, прежде, чем приступать к вытяжениям назад, необходимо пройти курс асан стоя, вытяжений вперед и боковых вытяжений.

Стоячие позы с вытяжением позвоночника вперед приносят свободу в движении нижней части позвоночника, т.е. в области поясницы, крестца и копчика. Область ягодиц и седалища освобождается от внутренних напряжений и зажимов. В сложных прогибах назад первоочередной, сущностной необходимостью нужно считать освобождение в дорсальной (грудной), поясничной и крестцовой областях.

При выполнении поз с вытяжением позвоночника назад активизируются и стимулируются надпочечники. При выполнении вытяжений вперед надпочечники успокаиваются. Для поддержания душевного равновесия очень важно сохранять этот баланс.

 

8. АСАНЫ С БАЛАНСОМ НА РУКАХ – ХАСТА-ТОЛАНА-СТХИТИ

Асаны этой группы укрепляют плечи, кисти, запястья - все части рук - а также мышцы живота, и благодаря их сокращению, тонизируют позвоночник. Во всем теле ощущается легкость. Мелкие мышцы рук отлично тонизируются и развиваются без специальных приспособлений и гимнастических снарядов. Разные части тела выступают в роли веса и противовеса. Требуется лишь сила воли. Позы дают ощущение радости, полета, полной интеграции и оживления всех частей тела.

Итак, как вы, наверное, заметили, при цельном построении процесса практики постепенно пробуждаются, развиваются и оживают тело, ум и осознанность. При последовательной работе развивается осознанность тела, практикующий начинает понимать его. Из движений и действий уходит хаос. Ум постепенно расширяется. Тело становится для ума вселенной, по которой он путешествует. Осознанность развивается до такой степени, что занимает собой все области тела, дает ощущение пространства. Физическое и душевное здоровье выстраивается медленно, но верно. Ум даже больше, чем тело, требует мягкого и осторожного подхода. Ум должен быть освобожден от косности. Ему необходима стимуляция, но не чрезмерная. Уму нельзя позволять становиться гиперактивным. Ученик йоги должен научиться стимулировать и успокаивать ум. Управление этим процессом возбуждения и успокоения находится в ваших руках, и программа занятий обучает этой работе. Тело и ум достигают состояния зрелости для правильного развития наружу, в свою очередь переходящего затем к движению внутрь. Так развивается йогический ум.


ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ

Новости сайта на email